Какие секреты таит в себе кабошон

Происхождение понятия «кабошон» французское, и ещё в древности под словом «Caboche» определялась глава и плоский камень, у которого отполированная лицевая поверхность похожа на купол, но основание плоское. Это ключевая особенность кабошона, отличающая его от привычных гранёных камней, которые на основной стороне могут иметь несколько плоских поверхностей.

При изготовлении браслетов, кулонов, колец, подвесок и прочих украшений, где есть металлическое крепление для соединения разных частей изделия, чаще всего применяют как раз форму кабошона. Она лучше всего подходит для полупрозрачных или непрозрачных камней и, кроме того, подобную обработку обычно делают для сравнительно мягких минералов, чей показатель по шкале Мооса не превышает 7.

Благодаря выпуклой поверхности, форма кабошона помогает драгоценным камням с оптическим эффектом раскрыть их особенности, к примеру, сапфиру. Для таких драгоценностей обычное оформление не подходит, так как в разрезе на несколько плоскостей становится не видно их эффекта.

Довольно часто кабошоны изготавливают в овальном виде, так как человеческому глазу заметить несовершенство формы в этой фигуре сложнее, чем в круге, но и круглые разновидности не менее распространены.

Помимо круга и овала, кабошоны могут быть каплевидными, сердцевидными, похожими на грушу и даже изготавливаются в произвольной форме. Среди них есть особая, называемая «карбункул», база которого уже не плоская, а вогнутая, и выходит, что выпуклыми являются обе стороны. Карбункул подходит больше для тёмных прозрачных камней, так как он наиболее удачно выявляет их глубокий цвет, который при прочих обработках теряется, или становится слишком затемнённым.

Первым шагом в подготовке кабошона является резка плоской заготовки из минерала или куска породы. Заготовка должна иметь определённую толщину. Следующий этап – шаблонная разметка будущей формы. После того, как грубоватая пластина сформирована, одной стороной её прикрепляют к небольшой палочке из дерева (чаще всего крепят воском), чтобы обработка была легче. В дальнейшем камень обрезают и полируют, пока в результате не выйдет нужный вид, и затем только на главной стороне делают куполообразную форму. Купол может быть как низким, так и высоким, с фаской или без. Кроме того, допускается отделка, соединяющая в себе и гранёный камень и кабошон.

Опаловому кабошону часто придают вид дублета или триплета. Дублет является тонкой опаловой пластиной, которая крепится к подложке из крепкого камня естественного происхождения. Нередко таким камнем выступает материнская порода. Триплет же изготавливается похожим образом, но верхняя сторона дуплета в этом случае покрывается ещё одной дополнительной пластинкой из прозрачного материала (например, кварцем). Цель дополнительной пластины – защитить опал от различного рода повреждений, и ко всему остальному, она отлично усиливает цветовые эффекты камня.

Особую внимательность и мастерство приходится проявлять в обработке минералов неравномерного состава (например, цоизита, яшмы) или мягких минералов (например, малахита, бирюзы, хризоколла и прочих). При неумелой шлифовке таких камней, поверхность становится волнообразной. Поэтому при проработке крупных по размеру кабошонов, которые имеют тонкий и/или мягкий материал, нередко практикуется укрепление дополнительной базой крепкого природного или синтетического материала.

Все приведенные нюансы по производству кабошонов важны и позволяют обрабатывать даже те материалы, которые в обычном виде не подошли бы для украшений из-за недостаточной прочности и/или неподходящей толщины.

Добавить комментарий